www.lib-journal.ru
Научно-
методический
журнал
    тел. (495) 548-62-59  
БИБЛИОТЕКИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Подписной индекс в каталоге агентства "Роспечать" - 84519

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА
КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ

"Библиотеки учебных заведений", N 1, 2002 г.

Убедительно просим ответить на вопросы анкеты и нажать кнопку "Отправить"
Ваши замечания, предложения, оценка представленной статьи будут учтены при подготовке инструктивно - методических рекомендаций по организации картотеки книгообеспеченности.

да
нет
Согласны ли вы с тем, что действующая система расчета коэффициента книгообеспеченности не отражает реального состояния книгообеспеченности учебного процесса?   Наименование учебного заведения

e-mail
ФИО
Комментарий
да
нет
Согласны ли вы с тем, что предельное значение коэффициента книгообеспеченности не должно превышать 100 %, или единицы?
да
нет
Согласны ли вы с тем, что в картотеку книгообеспеченности должна включаться литература, коэффициент обеспеченности которой - не менее 0,2?
да
нет
Согласны ли вы с тем, что при расчете коэффициента обеспеченности следует отказаться от понятия "дополнительная учебная литература" в силу неопределенности его содержания?
да
нет
Согласны ли вы с предлагаемой методикой расчета коэффициента книгообеспеченности?


     Одним из важнейших показателей работы библиотеки является коэффициент обеспеченности учебной литературой. Однако, несмотря на его постоянное использование в библиотечной отчетности, остается неясным, какое реальное содержание этот показатель отражает и какие цели достигаются в результате его применения. Не содержит четкого ответа на этот вопрос и едва ли не единственный документ по методике составления и использования картотеки книгообеспеченности - письмо учебно-методического управления по высшему образованию Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 26 января 1978 г. № 96-084-113/8.
     Можно ли и каким образом превратить коэффициент обеспеченности в инструмент анализа книгообеспеченности учебного процесса ?

1. Два подхода к определению коэффициента книгообеспеченности.

Подход первый

     Среди работников библиотек существует две точки зрения относительно того, что представляет собой коэффициент книгообеспеченности. Согласно одной из них, коэффициент книгообеспеченности - это количество экземпляров учебной литературы, приходящееся на одного студента. Продуктивно ли такое понимание коэффициента книгообеспеченности? Едва ли.
     Во-первых, при этом игнорируется качественная сторона - как работает фонд библиотеки на учебный процесс. Во главу угла ставится чисто количественный аспект: чем выше экземплярность учебной литературы, тем более высокий показатель книгообеспеченности имеет библиотека. На практике это означает, что для сохранения высокого показателя книгообеспеченности библиотека будет вести себя так же, как в тот период, когда основным показателем для отнесения библиотеки к той или иной категории являлся объем фонда библиотеки. Стремясь не допустить его уменьшения, библиотеки фактически прекратили списание устаревших изданий и немедленно возобновили эту работу, как только объем фонда перестал влиять на получение категории.
     Во-вторых, коэффициент книгообеспеченности оказывается искусственным и бесполезным показателем. Какие выводы можно сделать из того, что в одном вузе коэффициент книгообеспеченности по дисциплине "Физика" составляет 2,5 книги, а в другом 1,4? Решительно никаких, кроме того очевидного факта, что в первом учебном заведении по курсу физики используется большее количество литературы. Хорошо это или плохо, по данному показателю мы судить не можем.
Наконец, помимо функциональной неопределенности коэффициент книгообеспеченности оказывается недостоверным и в своем количественном выражении. Цифровые значения коэффициента книгообеспеченности далеко не всегда соответствуют реальному положению дел.
     Как поступает кафедра, если при открытии новых специальностей учебная литература в библиотеке отсутствует? Из фонда библиотеки отбирается несколько наименований научной литературы, сумма экземпляров которых при делении на количество студентов давала бы требуемый коэффициент. Совсем как в известном эстрадном шлягере:

Я тебя слепила из того, что было…

     В результате даже при полном отсутствии учебной литературы коэффициент книгообеспеченности легко доводится до уровня норм, принятых Министерством образования.
     Опасность подобных манипуляций заключается в том, что коэффициент книгообеспеченности не остается некой абстрактной, безразличной для библиотеки величиной. Он срабатывает подобно мине замедленного действия, когда с началом занятий на библиотеку обрушивается лавина запросов на ту самую литературу, которую отобрала кафедра при расчете коэффициента книгообеспеченности. И удовлетворить эти запросы в силу низкой экземплярности рекомендованных изданий библиотека оказывается не в состоянии. Страдают от этого и студенты, которые не могут получить нужную им литературу, и принимающие на себя поток читательской раздраженности работники библиотеки, и, естественно, качество учебного процесса.
     Хотя подобная практика ни для кого не является секретом, долгое время на неё как бы закрывали глаза: сказывался дефицит учебной литературы, трудности с её подготовкой и изданием. Однако сейчас ситуация принципиально изменилась. Создание в вузах собственных издательских центров, появление электронного учебника с общедоступностью его использования - все это позволяет существенно повысить книгообеспеченность студентов. Заниматься самообманом в таких условиях - занятие, лишенное всякого смысла. И система расчета книгообеспеченности должна отражать живую практику формирования и использования книжных фондов во всем многообразии их функционирования.

Подход второй

     Решение этой задачи отнюдь не требует принципиального изменения наших представлений. Оно вполне укладывается в рамки тех документов, которыми руководствуются библиотеки в своей работе.
     Обратимся в этой связи к приказу Министерства образования Российской Федерации от 27.04.2000 № 1246 "Об утверждении Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения". Документом устанавливается нижняя граница обеспеченности студентов основной учебной литературой - 0,5. Такой коэффициент, естественно, не означает, что студент вправе рассчитывать всего лишь на половину (0,5) книги. Значение коэффициента книгообеспеченности соответствует ранее используемой форме записи - 1:2., обозначающей, на какое количество студентов приходится один экземпляр данного учебника.
     Другими словами, коэффициент книгообеспеченности - это степень, полнота обеспеченности книгой (или книгами) того контингента учащихся, для которых это издание (или издания) предназначено.
     Можно сказать, что коэффициент обеспеченности выражает степень удовлетворения библиотекой потребности читателя в учебной литературе. Он определяется как соотношение имеющегося к необходимому, ресурса к потребности.
     Тем самым коэффициент книгообеспеченнoсти становится реальным инструментом анализа обеспеченности читателей. Если по дисциплине "Физика" коэффициент книгообеспеченности составляет 0,5, а по курсу "Химия" - 0,8, то это свидетельствует о лучшей обеспеченности учебной литературой по химии и, возможно, о необходимости улучшения обеспеченности литературой по физике.
     Больше того. Традиционно коэффициент книгообеспеченности использовался для анализа обеспеченности учебной литературой по дисциплинам. Однако каждая дисциплина читается по определенным кафедрам, для определенных специальностей, на определенных курсах. Каждая дисциплина обеспечивается различными видами учебной литературы - внутривузовскими изданиями, учебниками с грифом Министерства образования либо учебно - методического объединения и пр. Вот почему помимо дисциплин, коэффициент книгообеспеченности может быть применен для расчета обеспеченности по целому ряду других показателей. Не случайно приказом Министерства образования Российской Федерации предусмотрен расчет коэффициента обеспеченности учебной литературой и по циклам дисциплин.
     Трудоемкость подобных расчетов преодолевается использованием средств вычислительной техники и соответствующих программных продуктов, разработанных для библиотек, в частности, автоматизированной картотеки обеспеченности учебной литературой.
     Таким образом, коэффициент книгобеспеченности является универсальным показателем для анализа обеспеченности учебной литературой. Нет никаких (ни логических, ни процедурных оснований) оснований ограничивать его применение исключительно рамками учебных дисциплин.
     Расширение области использования коэффициента книгообеспеченности и круга расчетных показателей делает возможным и необходимым унификацию и стабильность требований органов управления библиотеками системы профессионального образования к библиотечной отчетности. Система библиотечной отчетности не должна меняться в зависимости от того, какая информация требуется министерству или другим органам управления. Напротив, запросы органов управления должны исходить из тех показателей, по которым отчитывается библиотека, поскольку эти показатели позволяют получить разнообразную, практически исчерпывающую информацию по книгообеспеченности учебного процесса.

2. Методика расчета коэффициента книгообеспеченности

     Из принятого нами определения коэффициента книгообеспеченности следует два принципиально важных вывода. Первым из них устанавливается предельное значение коэффициента книгообеспеченности. Здравый смысл подсказывает, что верхняя граница книгообеспеченности не бесконечна. Пределом обеспеченности является ситуация, когда на каждого студента приходится одна книга (если по дисциплине используется одно наименование) или по одной книге каждого наименования (если по той же дисциплине используется несколько наименований).
     Это легко заметить, представляя коэффициент книгообеспеченности в виде дроби - 1:2, 1:3 и т.д.. Обеспеченность учебной литературой тем выше, чем ближе к единице значение данного коэффициента.
     Следовательно, показатель книгообеспеченности по самой природе выражаемого им содержания не может превышать 100%, или 1. Данное положение сохраняет свою силу и в том случае, если количество экземпляров имеющегося в библиотеке учебника превышает количество студентов, для которых этот учебник предназначен, - не станет же библиотека выдавать одному и тому же студенту второй и более экземпляры одной и той же книги. Поскольку этот остаток фактически не участвует в процессе обеспечения студентов, то он не должен приниматься во внимание при расчете коэффициента книгообеспеченности. Во избежание дополнительных расчетов необходимо условиться, что, сколь бы ни был велик коэффициент книгообеспеченности, мы тем не менее проставляем его значение в размере, не превышающем единицы.
     Второй вывод касается предмета, или области расчета коэффициента книгообеспеченности. Определяя коэффициент книгообеспеченности, мы определяем количество книг, приходящееся на весь контингент читателей, а не на одного читателя. При такой установке действующая методика расчета коэффициента книгообеспеченности оказывается, с нашей точки зрения, неработоспособной. Попытаемся проследить это на конкретном примере.

Пример 1. Предположим, что по некоторой дисциплине используются три книги - а, в, с. Число студентов, изучающих данную дисциплину, - 22 человека. Первая и вторая книги имеются в библиотеке в количестве по 22 экземпляра, третья - в количестве 12 экземпляров.

Наименование книги Кол-во экземпляров Кол-во студентов
a 22 22
b 22 22
c 12 22
Итого 56 66

     Как известно, для определения коэффициента книгообеспеченности по дисциплине необходимо:
     1. сложить количество экземпляров имеющихся в библиотеке книг по данной дисциплине:

22 + 22 + 12 = 56

     2. разделить полученную сумму на число студентов, изучающих данную дисциплину:

56 : 22 = 2, 54

     Получается, что по данной дисциплине (если исходить из принятого нами понимания коэффициента книгообеспеченности) читатель обеспечивается более чем в 2,5 раза, или каждому из 22 студентов будут выданы не 3 книги, а в 2,5 раза больше, что не соответствует начальным условиям рассматриваемого примера.
Отметим еще одно противоречие между исходными данными и результатами расчета. Обеспеченность по первым двум книгам равна единице:

22 экз.: 22 студента = 1

     Если бы и третья книга имела такой же коэффициент, то коэффициент книгообеспеченности по дисциплине составил бы единицу, или каждый студент получил бы по данной дисциплине полный комплект учебников из трех книг.
Однако по третьей книге коэффициент обеспеченности меньше единицы:

12 экз. : 22 студента = 0,54

     Логика подсказывает, что величина сводного показателя зависит от составляющих его компонентов. В силу этого и коэффициент книгообеспеченности по дисциплине должен быть меньше единицы. Но, как видим, и это требование не соблюдается: коэффициент книгообеспеченности по дисциплине равен 2,54.

     Что же необходимо для того, чтобы система расчета коэффициента книгообеспеченности была адекватна отображаемым ею процессам? По нашему мнению, при расчете коэффициента книгообеспеченности следует пользоваться тремя основными формулами:
     1. расчет коэффициента книгообеспеченности по одной книге. Эта формула применяется, если книга используется в одном семестре или период использования книги не принимается во внимание при расчете.
     2. расчет коэффициента книгообеспеченности по одной книге за два семестра. Эта формула применяется в случае изменения в том или ином семестре количества выделенных на дисциплину экземпляров книги, а также числа студентов, изучающих данную дисциплину.
     3. расчет коэффициента книгообеспеченности по нескольким книгам. Данная формула применяется, если по расчетному показателю используются не одна, а несколько книг.

Расчет коэффициента книгообеспеченности по книге

     Коэффициент обеспеченности книгой есть частное от деления количества экземпляров данной книги на число студентов, изучающих дисциплину или дисциплины, по которым используется книга.

K   P
  S

где:
P - количество имеющихся в библиотеке экземпляров данной книги;
S - количество студентов, использующих данное издание.
Количество студентов, использующих данное издание, определяется по схеме:
- дисциплина;
- курс;
- специальность.
Например, книга используется по дисциплине "Основы экономической теории":
на I-ом курсе
- для специальностей 0657 - 50 человек;
0781 - 120 человек.
на II-ом курсе
- для специальности 0657 - 50 человек.
Итого: 220 человек.

Расчет коэффициента книгообеспеченности по книге, используемой в 2-х семестрах

     Если книга используется в двух семестрах, то коэффицент обеспеченности определяется как частное от деления среднего количества экземпляров данной книги на среднее число студентов, использующих книгу в данных семестрах.

K   Pср
  Sср

где:
P1 - количество экземпляров книги в первом семестре;
P2 - количество экземпляров той же книги во втором семестре;
S1 - количество студентов, использующих данную книгу в первом семестре;
S2 - количество студентов, использующих данную книгу во втором семестре:
Pср = (P1 + P2) : 2 - среднее количество экземпляров книги;
Sср = (S1 + S2) : 2 - среднее количество студентов, использующих данную книгу.

Расчет книгообеспеченности по нескольким книгам

Коэффициент книгообеспеченности определяется как сумма экземпляров используемых книг, деленная на сумму числа студентов по каждой книге. Для n наименований коэффициент книгообеспеченности равен :

K   P1+P2+ ... +Pn
  S1+S2+ ... +Sn

где:
P1, P2, Pn - количество экземпляров каждой книги;
S1, S2, Sn - количество студентов, использующих каждую книгу.

Очевидно, что при использовании для одного и того же числа читателей нескольких книг коэффициент книгообеспеченности равен среднему арифметическому от суммы коэффициентов книгообеспеченности для каждой книги.

Воспользовавшись данным правилом, определим коэффициент книгообеспеченности по дисциплине в рассматриваемом ранее примере.

Наименование книги Кол-во экземпляров Кол-во студентов Коэффициент обеспеченности
a 22 22 1
b 22 22 1
c 12 22 0,54
Итого 56 66 ?

Просчитаем коэффициент книгообеспеченности указанными выше способами:

Первый способ

     1.определим коэффициенты книгообеспеченности по каждой книге:
          Kа = 22 : 22 = 1
          Kв = 22 : 22 = 1
          Kс = 12 : 22 = 0,54
     2. суммируем коэффициенты книгообеспеченности по каждой книге
          (1+1+0,54) : 3 =2,54
     3. разделим полученную сумму на количество используемых наименований
          2,54 : 3 = 0,84

Второй способ

     1. суммируем количество используемой по дисциплине учебной литературы:
22 + 22 + 12 = 56 экз.
     2. суммируем число студентов, использующих каждое наименование:
22 +22 +22 = 66 человек.
   3. разделим сумму экземпляров используемой учебной литературы на суммарное количество читателей:
56 : 66 = 0,84

3. Особенности расчета коэффициента книгообеспеченности для распределяемой литературы

     В практике работы библиотек, особенно учебных заведений гуманитарного профиля, достаточно часто одна и та же книга используется по нескольким дисциплинам, различными кафедрами, для разных специальностей и курсов. Следовательно, библиотека производит распределение данной книги, и результаты этого распределения могут существенно влиять на величину коэффициента книгообеспеченности.
     Пример 2. В библиотеке имеется 10 экземпляров учебника. Данная книга используется по двум дисциплинам. Одну дисциплину изучают 100 студентов, другую - 10 (предположим, слушатели системы надвузовского образования). Если библиотека распределит учебник пропорционально количеству читателей, коэффициент книгообеспеченности составит:
по первой дисциплине k = 9 экз. : 100 чел. = 0.09
по второй дисциплине k = 1 экз. : 10 чел = 0,1
     Если библиотека будет руководствоваться иными соображениями и выделит на первую дисциплину 1 учебник, а на вторую - 9 экземпляров, то коэффициенты книгообеспеченности по каждой дисциплине резко изменятся.
по первой дисциплине k = 1 экз.:100 чел. = 0.01
по второй дисциплине k = 9 экз. : 10 чел = 0,9
     Как видим, значение коэффициента книгообеспеченности определяется здесь не только количеством имеющихся в библиотеке экземпляров, но и позицией библиотеки - выделит ли она больше книг или меньше. В итоге получаются совершенно различные значения коэффициента обеспеченности, хотя количество экземпляров имеющейся в библиотеке литературы осталось неизменным. Отсюда следует, что:
     1. рассчитанный таким образом коэффициент книгообеспеченности является субъективным показателем, поскольку его величина зависит от нашего волевого решения;
     2. распределение литературы открывает возможность манипулирования цифровыми показателями в зависимости от интересов библиотеки или учебного заведения.
     Можно ли превратить этот субъективный показатель в объективный ? Можно, но для этого необходимо выбрать такие исходные переменные, значения которых не зависели бы от нашего решения при расчете коэффициента книгообеспеченности. Чтобы определить эти переменные, мы должны исходить из следующей посылки: не существует никакого другого способа улучшения книгообеспеченности, кроме приобретения большего числа экземпляров учебной литературы.
     Любое перераспределение имеющихся изданий в известной мере носит спекулятивный характер, так как увеличение экземплярности для одного контингента читателей влечет за собой её уменьшение для другой категории; улучшение положения одних вызывает одновременно ухудшение положения других.
     Однако какое распределение учебной литературы ни производила бы библиотека (по дисциплинам, специальностям, курсам, преподавателям и пр.), всегда остаются два объективных показателя - количество экземпляров имеющейся литературы и число студентов, изучающих данную дисциплину или дисциплины. Разделив значение одного показателя на значение второго, мы получаем коэффициент книгообеспеченности, не зависящий от распределения литературы.
      Иначе говоря, в приведенном примере обеспеченность данной книгой как по первой, так и по второй дисциплинам, объективно составляет 0,09. (10 экз. : 110 читателей). Именно таково реальное соотношение между количеством имеющихся книг и количеством студентов, для которых данная книга предназначена

4. Основные требования к учебной литературе при расчете коэффициента книгообеспеченности

     Расчет коэффициента книгообеспеченности производится на основе данных, включенных в картотеку книгообеспеченности. От них же зависит и величина коэффициента книгообеспеченности. Поэтому одновременно с разработкой методики расчета коэффициента книгообеспеченности необходимо определить требования по формированию самой базы исчисления. Первый возникающий в связи с этим вопрос, заключается в том, какая именно литература включается в картотеку обеспеченности, а, следовательно, и в систему расчета коэффициента книгообеспеченности.
     В некоторых библиотеках количество наименований учебной литературы разрастается столь стремительно, что картотека книгообеспеченности превращается чуть ли не в расширенный вариант алфавитного каталога за счет отнесения к учебной литературе научных изданий. Но одно дело, когда в студенческой группе всего 5-10 человек, как это происходит, например, в художественных и театральных училищах (тогда имеющиеся в библиотеке 5-10 экземпляров той или иной книги могут быть использованы в качестве учебника), другое - когда такое количество экземпляров приходится на сотни студентов. Поскольку картотека книгообеспеченности отражает именно учебную литературу, было бы целесообразно установить, что в картотеку включаются только те издания, обеспеченность которыми составляет не менее одной книги на каждые 5 студентов, т.е. при коэффициенте книгообеспеченности не менее 0,2.
     Кроме того, при расчете коэффициента книгообеспеченности должен приниматься во внимание и электронный учебник. Вопрос о расчете коэффициента обеспеченности электронным учебником требует специального рассмотрения, однако в основу расчета, с нашей точки зрения, должно быть положено число рабочих мест, оснащенных компьютерной техникой для работы с электронным учебником.

5. Примеры расчета коэффициента книгообеспеченности

     Исходя из изложенных выше принципов, библиотека в состоянии рассчитать коэффициент книгообеспеченности по любому параметру. Проделаем эту процедуру на нескольких примерах.

Пример 3.
Определим коэффициент книгообеспеченности по дисциплине при следующем условии:

- дисциплина читается в осеннем и весеннем семестрах:
- дисциплина читается для трех специальностей 1, 2, 3

  Осенний семестр Весенний семестр
Количество студентов на специальности 1 (S1) 20 20
Количество студентов на специальности 2 (S2) 30 30
Количество студентов на специальности 3 (S3) 50 50

- по данной дисциплине используются:
учебник X в количестве Px = 40 - используется для всех специальностей в 2-х семестрах;
сборник задач Y в количестве Py = 20 - используется для всех специальностей в 2-х семестрах;
сборник задач Z в количестве Рz = 30 - используется для специальности С3 в 3-ем семестре.

     Поскольку по дисциплине используются несколько книг, то расчет коэффициента книгообеспеченности производится по формуле:

K   Px+Py+Pz
  Sx+Sy+Sz

     Количество студентов, использующих каждое из вышеназванных изданий составляет:

для книги X = Sx = S1 + S2 + S3 = 20 + 30 + 50 = 100;
для книги Y = Sy = S1 + S2 + S3 = 20 + 30 + 50 = 100;
для книги Z = Sz = S3 = 50.

     Подставим в формулу полученные значения. Тогда коэффициент книгообеспеченности по дисциплине (К) равен:

K = (40+20+30) : (100+100+50) = 90 : 250 = 0,36

Пример 4.
Пусть для трех специальностей 1, 2, 3 (S1, S2, S3 - количество студентов по каждой специальности) читаются две дисциплины D2 и D1, относящиеся к одному и тому же циклу. Для первой дисциплине (читается для всех специальностей в осеннем и весеннем семестре) используются книги X, Y, Z ; для второй (читается только для специальности 2 в весеннем семестре) - книга W.

Учебная литература распределяется по специальностям следующим образом:

Дисциплина Книга Кол. экз. Выделено на специальности
Осенний семестр Весенний семестр
1 (S1=20) 2 (S2=30) 3 (S3=50) 1 (S1=20) 2 (S2=30) 3 (S3=50)
D1 X 60 20 25 15 20 25 15
Y 30 10 10 10 15 15  
Z 65 15 15 15 15 20 30
D2 W 50         30  

     Определим коэффициенты книгообеспеченности по циклу дисциплин, по дисциплинам и по каждой книге.
      Начнем с определения коэффициента обеспеченности по каждой книге.
      Так как книги X, Y, Z используются в двух семестрах, то расчет коэффициента книгообеспеченности производится по среднему числу студентов, использующих каждую книгу, и среднему числу экземпляров каждого издания.

Книга Среднее число экземпляров Среднее число студентов Коэффициент обеспеченности
X (60+60) : 2 = 60 (100+100) : 2 = 100 0,60
Y (30+30) : 2 = 30 (100+100) : 2 = 100 0,30
Z (45+65) : 2 = 55 (100+100) : 2 = 100 0,55
W 30 30 1,00

     Определим коэффициенты книгообеспеченности по циклу дисциплин и дисциплинам.

Дисциплина Среднее число экземпляров Среднее число студентов Коэффициент обеспеченности
D1 60+30+55 = 145 100+100+100 = 300 0,48
D2 30 30 1,00
Цикл 60+30+55+30 = 175 100+100+100+30 = 330 0,53

     Аналогичным образом производится расчет коэффициента книгообеспеченности по специальности, по курсам, по специальности и курсу, по циклу дисциплин для специальности и курса и т.д. Единственное различие заключается в том, что в каждом случае выбирается тот круг дисциплин, который соответствует заданным параметрам расчета.

[ Перейти к форме для голосования ]

  115583, г.Москва, а/я 45 тел. (495) 548-62-59  
Адреса электронной почты
  editor@lib-journal.ru - главный редактор   reader@lib-journal.ru - отдел писем  
  subsc@lib-journal.ru - отдел подписки   service@lib-journal.ru - отдел библиотечной техники  
         
Последнее обновление: 31.10.2014 (с) Научно-методический журнал "БИБЛИОТЕКИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ", 2001-2014